photohelp_ru (photohelp_ru) wrote,
photohelp_ru
photohelp_ru

Category:

Европейские школы

Ну вот, дошли руки, наконец.

Я обещал рассказать то, что знаю о западных школах. Более-менее подробно я знаю о трех школах: ISFAV в Италии, Икар-фото во Франции, и LCP University of the arts в Лондоне. Сам я в этих школах не был, и знаю все лишь со слов трех моих бывших учениц, которые эти учебные заведения закончили. Тем не менее, оснований не доверять их словам у меня нет, тем более что я им разве что иголки под ногти не загонял во время… эээ… беседы за чаем о «фото-обучении за границей». :)

Начнем со школы ISFAV (http://isfav.it), которая находится в Падуе. Эту школу окончила Лида Фролова, которая училась у меня сначала на первой ступени, а затем и на проф-курсе.

Срок обучения – два или три года. Именно так – два или три. Запустится ли третий год, зависит от того, сколько человек по окончании второго захотят продолжать обучение. Критическая масса – 4 человека, если больше, то группа запускается.

На курсе у Лиды было 16 человек, и это, по ее словам, много. На курсе, который стартовал в этом году – 22 человека. Пять лет назад на курсе было 10-12 человек. Количество предметов и преподавателей не увеличилось, стоимость обучения возросла примерно на 20-30 процентов. Что-то эта картина мне, признаться, сильно напоминает... только рост цен у нас побольше будет, а в остальном – один-в-один. Кстати, стоимость обучения отнюдь не заоблачная, первый год у Лиды стоил 3700 евро (примерно , с точностью +\- 100 евро). В Лондоне стоимость обучения выше примерно в 4-6 раз, в Париже – в полтора, в Милане - вдвое. Притом, что уровень выпускников Миланской школы Лида оценивала сравнительно невысоко, например - «после обучения люди вообще даже не знают, как пользоваться внешним экспонометром, банально не могут вымерить контраст».

В школе есть черно-белая лаборатория, но реально в ней могут одновременно работать не более пяти человек, 8 человек создают «невыносимую давку», и «никогда не знаешь, отфиксировались твои картинки или нет – в каком состоянии химия, понять нельзя».

На группу предоставляют пять форматных камер (считай, 3 человека на камеру), есть в достатке свет (импульсный, примерно из расчета 3 прибора на рабочее место) и постоянный (этого много, сколько именно Лида не смогла сказать). Есть в количестве «обвеска» - софты, зонты, журавель (один), держалки, отражатели, предметные столы, для постоянного света – френели, шторки, в общем есть чем побаловаться. Однако, по словам Лиды, для сложных постановок все равно много не хватало – особенно на натюрмортных съемках. Кроме того, фактически невозможно было снимать габаритные объекты, поскольку место было сильно ограничено - велосипед уже не снимешь, да и чемодан тоже.

Все съемки в студии проходят только на форматную камеру, и никак иначе. На улице, в интерьере – снимай как хочешь, хоть на цифру, хоть на пленку, дело твое, цифру никто не ругает, все ее любят и принимают. Но в студии – только формат, причем с предварительным эскизом. То есть сначала ты рисуешь картинку (композицию, ракурс, свет - все), расписываешь схему постановки света и съемки (т.е. подвижек на камере, фильтров и т.п.), после этого тебе ее утверждают и дают допуск к съемке. И уже снять надо именно то, что ты нарисовал. Как по мне – так это абсолютно правильный подход, ведь в реальной работе оно все именно так и есть, особенно если мы говорим о серьезной рекламе. Работаешь-то всегда по эскизу…

Причем, никто ничего не объясняет! Вот таких мастер-классов, как я привык давать, там нету. И не потому, что они не могут и не знают (ха-ха… дяденьки с 40-50-летним опытом рекламной съемки «не знают», ага), а потому, что это вроде бы как неправильно с педагогической точки зрения. Данную идею я неоднократно встречал во всяких разных книжках по фото-педагогике, причем авторы крайне категоричны в своих высказываниях. Постулируется принцип «объясни основы, а потом – пусть сами по граблям ходят». Ответить на вопрос «а почему у меня не вышло?!» - да, обязательно, нужно разжевать все до мелочей, но показывать что-то исходно – нет. Тем более, нет никаких «схем», упаси бог. Если честно, то я этого не понимаю. Ну вот ни с какой точки зрения не понимаю. Ладно, проехали. Резюме такое: хочешь научиться, снимай – потом спрашивай и переснимай. Кстати, картинки стоит показывать всем педагогам, а не только тому, по чьему предмету ты снял задание. Потому как одна голова хорошо, но они ж итальянцы…

Первый год обучения это в основном история (фотографии, моды, общая, искусств), уличная съемка, ч-б процессы, немного портрета, психология, цифровая обработка. Второй – в основном студия, творческие задания, снова история, снова цифровая обработка. По словам Лиды, больше половины информации получается за пределами школы, когда после занятий преподаватель с группой идут «по пивку да по пицце», причем многие преподаватели принципиально по-разному относятся к студентам «внутри» и «снаружи». В школе все очень формально и мало-информативно, а вот под пивко идет, грубо говоря, «масса историй из жизни с рисованием схем на салфеточках». Вывод – надо поить преподавателей и кормить их, от этого большая польза проистечь может! :) Да, и салфеточками запасаться.

Ну, экзамены, конечно, причем с оценками и без поблажек. Очень большой акцент на историю фотографии, считается чуть ли не самым важным экзаменом. Кстати, предмета фото-журналистика как такового в этой школе нет – не их профиль. Тем не менее, о фото-журналистике много рассказывают на истории фотографии – ну, я думаю, за два года лекций-то можно много чего рассказать.

Народ приезжает со всей Европы, бывают и совсем тяжелые случаи – в группе у Лиды была, например, японка. На счет общежития не помню, кажется его нет, и нужно снимать квартиру в городе. Поскольку городок небольшой (200тыс человек), то к бегающим по улицам психам с камерами все привыкли, атмосфера благожелательная, все всё понимают и не кусаются.

Когда я спросил «ну и как оно – если вообще?», то Лида ответила, что «вообще – могли бы и побольше!». Наверное, могли бы, вполне вероятно, но после того, как я посмотрел Лидины промышленные картинки и индустриальные пейзажи, я как-то в этом, честно говоря, засомневался… Мне лично так не снять.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments